Наследие святых

ДИАКОН СЕРГИЙ ТРУБАЧЕВ

Ваше преподобие, глубокоуважаемый отец Амвросий!

За неделю до прославления Новомучеников Российских узнал я о месте убиения моего отца протоиерея Зосимы 26 февраля 1938г. в подмосковном Бутове. В день памяти св. Новомучеников 5 февраля с.г. совершалась панихида по убиенным в Бутове, перед Крестом, сооруженным на месте захоронения убиенных. Благодарю Господа за посланную мне весть об отце, пострадавшем за верность и любовь ко Христу и Святой Церкви. Поминайте его и вы, отче, в храме, где возносились и его молитвы перед Святым Престолом.

Скажу Вам о предчувствии, с которым жил я в предшествующие этому событию годы. В 1974 году переселили нас в микрорайон Бирюлево на южной окраине Москвы. Бутово находилось от нас в 10 км, не более, но тогда я не знал и не слышал об этом месте. И вот тогда же о. Зосима являлся мне в сновидении - приходит к нам, встречается с нами, возвращенный из небытия. Спрашиваю его: "Папа, где ты был все эти годы?" Он не дает прямого ответа, но сердцем я чувствовал, что он где-то недалеко от нас. Тогда же я записал о неоднократных явлениях отца. Сообщение подтверждает, что он и в реальном пространстве находится возле нас.

Панихиду об убиенных совершал Владыка Арсений с духовенством Никольского храма, что в Вешняках. По инициативе общины этого храма предполагается сооружение часовни на месте многочисленных захоронений. Там же, в Бутово, пострадали митрополит Серафим (Чичагов), епископ Арсений (Жадановский), наместник Чудова монастыря архимандрит Кронид, наместник Троице-Сергиевой Лавры, троицкие монахи и многие священнослужители, расстрелянные в те же годы - 1937- 38.

В пасхальные дни прошлого года послал Вам, о. Амвросий, памятные записи об о. Зосиме. Не знаю, сохранилось ли у Вас цельное представление о нем, но могу вновь подтвердить главное - он был молитвенник и священство свое воспринимал как дар Божий, побуждающий его жить ради служения Богу и утверждения веры и Истины Христовой, верность же свою Православной Церкви сохранил до смертного часа.

Молитвами Св. Новомучеников, Господи, прости согрешения наша и спаси нас.

С.З. Трубачев, 25 янв. / 7 февр. 1995 г.


Это письмо было написано десять лет назад Сергеем Зосимовичем Трубачевым, сыном приснопамятного отца Зосимы Трубачева, который в 20-х г.г. прошлого века был настоятелем нашего Введенского храма. За это время многое изменилось. Протоиерей Зосима был прославлен в лике новомучеников и исповедников Российских, и теперь в храме, где он служил восемьдесят лет назад, возносятся ему молитвы и нарекают в его память младенцев. В Бутове, на месте мученической кончины многих православных пастырей, строится второй, уже каменный, храм. А сам автор письма, Сергей Зосимович, отошел ко Господу в октябре 1995 года. В биографическом очерке, составленном игуменом Андроником (Трубачевым) так говорится о последних днях С.З. Трубачева:

Особым желанием его было, следуя примеру отца, послужить Господу в священном сане. 20 августа 1995 года в академическом храме его рукоположили во диакона. Указом Святейшего Патриарха Алексия II диакон Сергий Трубачёв был определен "к служению в Троице-Сергиевой Лавре и ее скитах сверхштатным диаконом". Краткое служение отца Сергия запомнилось благоговением, искренностью, строгим церковным стилем - качествами, столь часто недостающими многим молодым священнослужителям. Хотя служить отцу Сергию в его годы было нелегко, душою он обновился, как бы помолодел и достиг полного расцвета духовных и творческих сил. Он хотел завершить цикл песнопений Божественной литургии, и последним его произведением, почти завершенным, были "Блаженства". В этот момент жизни Господь и призвал его к вечному блаженству.

15 октября 1995 года, в воскресенье, отец Сергий служил в последний раз. В ночь с 19 на 20 октября его срочно госпитализировали в сергиево-посадскую центральную районную больницу, а 25 октября 1995 года он скончался от обширного инфаркта миокарда.

Отпевание состоялось в Успенском соборе Троице-Сергиевой Лавры при многочисленном стечении народа. Общее руководство тремя хорами - лаврским, академическим и Регентской школы - осуществлял архимандрит Матфей. Редкое отпевание проходит с такой полнотой, величавой торжественностью таинства и музыкальной насыщенностью. В жизни отец Сергий был очень простым, добрым и мягким человеком. Грубость, даже разногласия глубоко, иногда до слез, ранили его доверчивую душу. Занимая место "начальника хора", он, преображенный гармонией звуков, умел сочетать строгую требовательность с необычайной тактичностью и мягкостью. Но в обычной обстановке его кротость и застенчивость, сохранившиеся до последних дней жизни, никогда не позволяли ему быть в центре внимания. День прощания с отцом Сергием стал исключением: он собрал вокруг себя множество друзей.

В 1946 году он вступил в брак с дочерью о. Павла Флоренского Ольгой. Промыслом Божиим этот брак был предварен в 1917 году знаменательным событием: Таинство Брака над родителями Сергея Зосимовича совершил священник Павел Флоренский. В том же 1946 году молодые супруги Сергей и Ольга Трубачёвы участвовали в восстановлении Троице-Сергиевой Лавры. С. 3. Трубачёв принимал большое участие в подготовке к изданию многих сочинений священника Павла Флоренского. Он посвятил его памяти написанные на основе изучения архивов отца Павла статьи, участвовал в создании в Сергиевом Посаде Музея священника Павла Флоренского и стал его первым экскурсоводом.

Профессор Трубачёв преподавал на кафедре оркестрового дирижирования в Государственном музыкально-педагогическом институте им. Гнесиных и стал автором целого ряда статей, посвященных дирижерскому мастерству, теории и истории дирижерского искусства, а также учебных программ и методических пособий по дирижированию.

С.3.Трубачёвым созданы многочисленные церковно-певческие произведения, сделаны гармонизации монастырских и древнерусских распевов, которые органически вошли в ткань богослужения. Творчество Сергея Зосимовича наряду с произведениями признанных мастеров церковной музыки заняло заслуженное место в репертуаре хоров Троице-Сергиевой Лавры, хоров Московской духовной академии и ее Регентской школы, Санкт-Петербургского подворья Валаамского монастыря, Свято-Данилова и Новоспасского монастырей Москвы, московских храмов, а также хоров в различных епархиальных центрах - Харькове, Иванове и других.

Сергей Зосимович был близок со многими людьми, пережившими страшные годы гонений на Церковь и закрытие Лавры. В его жизни как бы соединились две эпохи Сергиева Посада - эпоха гонений и эпоха возрождения церковной жизни. Поэтому каждая церковная служба воспринималась им как дар Божий, взывающий и об ответном даре верующего сердца. Естественно поэтому было для Сергея Зосимовича внести свои музыкальные способности и дарования в церковную сокровищницу во славу и благодарение


Материал подготовила Е.Двоскина по книге "Диакон Сергий Трубачев. Избранное"


Святые Ивановского края На заглавную страницу